?

Log in

Maryikina КАМОРКА
"Реально лишь то, во что ты веришь..."
Т-М: Папуа[сы] 
12-июл-2010 03:09 pm
sovest
Отправляемся на территорию людоедов Папуа - Новой Гвинеи, обитающих в самой восточной части Индонезии.


C высоты птичего полета меня привлекло строение в форме гигантской ёлки, о том что оказалось внутри - чуть позже. Территория обычного племени выглядит вот так: одна большая хижина для вождя племени, рядом дом шамана, вокруг поменьше хижины жен вождя [их у него от 8 до 30]. Рожденные девочки живут в материнском доме, а мальчики - в доме отца. Однако заметьте, что у каждой их 30 жен имеется собственный дом!
Так же на территории есть два продолговатых амбара - для съестных припасов и для жертвоприношений. Все постройки располагаются по кругу, внутри которого - площадка для... жизни. Люди племени Папуа язычники и практикуют ритуальные жертвоприношения.


Сами жилища построены по одинаковому принципу и внутри имеют по два этажа. На первом (на земле) - место для костра, принятия пищи и домашних дел; на втором (первая фотка) - спальни. Никакой мебели людям Папуа не требуется. Тепла от костра хватает для комфорттного сна, а высота заодно защищает от хищников, потому что дверей в хижинах тоже не предусмотрено.

И вот такие семейные общины строятся по кругу вокруг храма. Собственно говоря, огромная "ёлка" как раз и оказалась этим, типичным для Папуа, храмом. Внутри храма расположено множество "всего". И на первый взгляд, всё обилие "богатств" напоминает старый бабушкин чердак. Однако при внимательном осмотре находится масса действительно уникальных вещей со своей собственной историей:

Большую часть пространства в высоту занимают "генеалогические древа" - фигурки их дерева, с кучей человечков, "вырастающих" друг из друга. Это священные реликвии семей в общине. Каждая начинается либо крокодилом, либо черепахой, на/из которой стоит предок рода, далее его сын, на его плечах его сыновья и т.д.


Оба животных считаются священными, выбор зачастую зависит от места их преимущественного обитания. Половина жителей Папуа считаю своим предком крокодила (справа), другая половина - черепаху (слева). Это главные тарелки, из которых принимают пищу все вместе за дружеским семейным ужином или обедом. В центре плоские, как бы зеркальные, тотемы - означающие души различных богов.

На второй фотке справа представлен плоский вариант семейного дерева, они тоже достаточно распространены; и картина из дерева. Остальные предметы - своеобразные "иконы", при необходимости служащие защитным щитом на охоте:

Охотятся и добывают питание группами: когда отец с сыновьями, когда взрослые мужчины одной общины:

Люди Папуа практически не носят одежду. Мужчины используют специальные "удлинители" - полые конусообразные трубки, закрывающие пенис. Женщины сами "плетут" натуральные ткани, и делают их них юбки или сарафаны. Зато мужчины, особенно перед охотой, людят украшать себя боевой раскраской, мехами, перьями и костями животных, прокалывая ими нос и губы.

На фотографии в центре - обряд инициации или посвящения молодого юноши в мужчину в племени "крокодилов". Для этого ему вождь племени фиксирует и держит голову, распевая воодушевляющие мантры, а шаман острым камнем наносит объемные "татуировки" на всю спину, делая её кожей крокодила. По поверью крокодилы оберегают "своих", и даже спасают им жизнь (иногда). Соответственно, у "черпах", спину мужчин украшает некое подобие панциря, при аналогичных процедурах.

Женщины воспитывают детей; занимаются хозяйством; ухаживают за огородами; собирают ягоды, грибы и съедобыне корешки; готовят пищу для мужа... и в свободное время плетут ткани для одежды и сумки для ношения детей. "Кенгурушки" меня особенно заинтересовали. Есть два способа носить их. Более дверний - на голове, тогда ребенок в ней получается за спиной у мамы и не мешает ей заниматься делами. Более современный способ - через плечо, так есть возможность контролировать малышей [демонстрирует моя подруга, и по совместительству гид-переводчик на Яве]:

Тончайшие разноцветные веревочки, подобранные узорами возбудили моё любопытство. Оказалось их плетут ИЗ ОРХИДЕЙ! И никаких красителей. Только натуральные растения - используются листья и цветы. Насыщенность узоров получаются за счет разного оттенка цветов. Справа орудия, которыми обрабатывают натурпродукт до состояния нити, скручивая их потом в веревочки, и сплетая в тканнь. Спрашиваю сколько времени требуется на создание одной сумки - непрерывно плетут полтора месяца четыре женщины. С поправкой - если им делать нечего. Вот так мои дорогие! Только осознайте: детей носят в сумках, сплетенных из цветков орхидей!!! Фантасика!

Пока женщины заняты своими делами, бесстрашные мужчины-крокодилы и мужчины-черепахи охотятся, осваивают территории, приносят жертвы и иногда едят друг друга. И как любым воинам им конечно же необходимо оружие и амулеты:


Самые шикарные головные уборы делают из оперения райской птицы, являющейся священной для Папуа. Священных птиц убивать нельзя, поэтому гуманно используются только перья погибших и найденных особей. 38 из 45 видов видов этих птиц встречаются только на Новой Гвинее и мелких прилегающих островах. Но главное: райские птицы всегда выходят на ритуальные танцы перед охотой Папуа, и танцуют вместе с ними!!! Самки с невзрачным черным оперением высиживают птенцов, а шикарные разноцветные самцы добывают еду. И именно с самцов райской птицы берут пример мужчины Папуа, щедро украшая себя перед охотой.

Почти в каждом клане Папуа хранятся черепа их предка по линии пра-пра-пра..-дедушки. Они гордятся им и отводят почётное место в храмах. Но чаще всего они хранят мумии своих предков. Они мастерски умеют мумифицировать трупы и хранить их в условиях тропиков продолжительное время. Каждого умирающего мужчину мумифицируют в специальной позе:

Я очень много времени провела с современным аборигеном - гидом-Папуа и узнала невероятно много интересного об их жизни, обычаях, укладе, когда кого и почему они едят... Но не переживайтре никаких туристов они не варят в котлах, как многие опрометчиво предполагают ;) Конечно всего здесь не расскажешь, и не покажешь, да и многое осталось за кадром фотоаппарата. Это было удивительное приключение под конец моего пребывания на Яве. Однако меня ждал еще один сюрприз. Меня познакомили с шаманом, действующим шаманом племени людоедов Папуа. Как мне объяснили я первая НЕ Папуа, с которой он вообще заговорил. Даже со служителями парка - индонезийцами он никогда не общается, а только с людьми своего народа. Не знаю точно по какой причине он решился, но всё это произошло немного странно: до сих пор мурашки по коже, как вспомню...
Он сначала подозвал меня и гида-Папуа, потом внимательно просканировал меня со стоп до макушки своими огромными карими глазищами из одних зрачков. Хотите верьте, хотите нет, но я уверена что они умеют читать мысли. После этого он жестом пригласил меня пройти и сесть рядом в его хижине, где он вырезал тотемные фигурки. Гид остался стоять у дверей, его на личную территорию так и не пригласили. Минут десять я молча сидела рядом, пока он заканчивал вырезать фигурку, и украдкой разглядывала его. "Хочешь я возьму своё оружие?" - вдруг через переводчика спросил он меня.
Я аж икнула от неожиданности и суеверного дискомфорта. "Нет, но большое спасибо за оказанную честь" - постаралась я как можно вежливее ответить, одновременно мысленно перекрестившись, чтобы ненароком не оскорбить его своим отказом. "Тогда я тебе сыграю на барабане." - это уже был не вопрос, а утверждение. "Спасибо! С удовольсвием" ["барабаном он тебя вряд ли замочит" на всякий случай проконтролировал ситуацию мой мозг] Шаман встал и порывшись "на задворках" принес огромный барабан и улыбнулся.
"Он разрешил сделать вам фото с ним на память. Хотите?" спросил гид-Папуа. "Очень!" - искренне обрадовалась я. Еще несколько минут мы были рядом. От него вкусно пахло фруктами и какой-то дикой опасностью. У меня волосы на голове шевелились, и по телу шли мурашки [поэтому и вид такой пришибленный на фотках]. Когда я поблагодарила его за оказанную честь, он кратко и ёмко ответил "Скажи ей, что у нее хорошая и светлая жизнь. И пусть выберет себе подарок", развернулся и ушел заниматься своими делами.
Меня проводили чуть в сторону, где стояли разные резные фигурки, которые он вырезал сам. Почти все были "сувенирными" семейными деревами достаточно большого размера и веса. Я наконец-то нашла и выбрала единственную - сидящий в задумчивости на пенёчке вождь с костью в носу и серёжкой из перьев в ухе.
И сейчас, дома, смотрю на него, и вспоминаю эти пронзительно-внимательные карие глаза и легкий фрутовый аромат...

Уже уходя и прощаясь с гидом, я спросила чем от него так приятно пахнет. Гид рассмеялся и сказал, что их шаман уже три года не моется, не умывается, и почти ничего не есть всё это время. Только подрисовывает узоры на теле во время своих молитв богам. Он не носит одежду, никогда не болел, и может вылечить любую хворь как тела, так и души. И он сказал ему, что у меня какая-то связь с народом Папуа. Вот такое приключение.

Но продолжение следует ;)
PS При написании этого поста у меня рухнул весь текст, то есть пост по просту не сохранился. Захожу в черновики - пусто. Шесть(!) часов насмарку. Однако чудом сохранившееся превью поста позволило восстановить запись по кусочкам.
Comments 
13-июл-2010 07:59 am
Круто!
Это дорогого стоит.
13-июл-2010 09:18 am
Ага. Незабываемое путешествие!
13-июл-2010 08:00 am
"вождь племени фиксирует и держит голову"

интересная поза для фиксации..)
13-июл-2010 09:19 am
Да, я тоже повеселилась ))) но факт - именно эту позу используют ;)
This page was loaded апр 28 2017, 6:32 am GMT.